Аллея звёзд — Александр Михайлов - советский и российский актёр театра и кино

Александр Михайлов - советский и российский актёр театра и кино, Народный артист РСФСР
Александр Михайлов - советский и российский актёр театра и кино, Народный артист РСФСР

ЦИТАТЫ:
«Я мечтаю о Южном полюсе. До сих пор мечтаю. На Северном был дважды. А мечтаю попасть на Южный, потому что мне очень хочется пожать пингвинам лапы. Больше ничего!»
«Я никогда ни с одним фильмом не ездил за границу. И ни одной премии у меня нет. Мне недавно дали только одну премию. Это была вторая премия за фильм «Любовь и голуби». Премия Андрея Миронова. Называется «Фигаро», это в Петербурге вручили эту премию.»
«(о фильме "Любовь и голуби") Там самое главное - наш непередаваемый, не сравнимый ни с чем юмор. Он очень корневой, очень земной. Там все заложено, там душа. Там от трагических, драматических сцен до патологического юмора. Непонятно, как можно похоронить зятя, напиться и встречать, обнимать свою супругу. Все там заложено. Это фильм парадоксов. И мы в этом фильме не просто работали, а мы хулиганили.»

ИНТЕРВЬЮ:

УТРЕННЕЕ ШОУ: С добрым утром, друзья!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Здравствуйте!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Итак, ребята, готовьтесь, мы тут совершенно случайно встретили у нас в студии Народного артиста Российской Федерации, актера театра и кино, Александра Михайлова. Вот как-то зашли, и Александр Яковлевич у нас в студии! Доброе утро, рады вас видеть!

Михайлов: Да уж, весь в мыле! Вскочил, прибежал. Думал: «Дай бог, встретить вас, ребятки!» Дай бог вам здоровья, спасибо за приглашение!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Александр Яковлевич, вы не собирались в детстве и юности быть артистом, вы собирались стать моряком. И даже в седьмом классе уговорили свою мать переехать во Владивосток. А как вообще это возможно? Потому что в детстве щенка-то невозможно выпросить у родителей. А вы заставили глобальное решение такое принять.

Михайлов: Это длинная история. Началось с того, что я посмотрел картину Айвазовского «Девятый вал». И все перевернулось во мне. Это было в четвертом классе. И у меня было маленькое потрясение. А потом произошло большое потрясение, фанатизм. Кончилось тем, что после седьмого класса сказал: «Без моря жить не могу, что хочешь, то и делай». А так, как жили очень бедно, ничего не оставалось…Маленький чемоданчик с металлическими уголками. У меня был вещмешок. Купили билеты. Мама у меня была… не авантюристка… Даже не путешественница, а экстремалка.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это была авантюра чистой воды.

Михайлов: Чистой воды. Мы приехали. Это был закрытый город. Устроилась мама посудомойкой на станцию «Угольная». И потом я случайно попал в ремесленное училище. Потому что именно в этом училище, ремесленном, давали тельняшки. Вот из-за этого я поступил.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Получается, что вы осуществили свою мечту и стали моряком. А актером как вы стали?

Михайлов: Я вообще не думал о театре. Я раза два был в профессиональном театре, мне очень нравились поставленные голоса. И случайно парень подошел. «У меня, говорит, есть тут билет, пойдем посмотрим дипломные спектакли театрального факультета Института искусств», - он сказал. Я говорю: «Братан, у меня нет времени сейчас». Он говорит: «Посидишь, не понравится – уйдешь». Я согласился. Сел. И… больше не ушел!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ну, может быть, оно и к лучшему!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Поговорим о фильме, который культовым стал для населения нашей страны. Давайте угадаем?

Михайлов: «Любовь и голуби»!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Угадали с первого раза! В принципе, как думаете, в чем успех-то такой? Почему эта картина стала культовой для нас?

Михайлов: Этот вопрос я тоже часто себе задаю уже почти четыре десятилетия. Этот фильм до сих пор в рейтинге ведущих картин.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Залипаешь на этот фильм, когда пощелкаешь телевизор. Раз - и дальше с любого места смотришь.

Михайлов: Там самое главное - наш непередаваемый, не сравнимый ни с чем юмор. Он очень корневой, очень земной. Там все заложено, там душа. Там от трагических, драматических сцен до патологического юмора. Непонятно, как можно похоронить зятя, напиться и встречать, обнимать свою супругу. Все там заложено. Это фильм парадоксов. И мы в этом фильме не просто работали, а мы хулиганили.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Людмила Марковна, когда снималась, говорят, у нее роль-то была совсем небольшая.

Михайлов: Да, действительно, она очень много дописала. Она же литератор потрясающий. Она талантливый человек. Это во всем. Она приходила, и столько у неё зарисовок было. Она за ночь, когда придумывала, мы только и успевали включаться в ее орбиту.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А Владимир Меньшов вас сразу же утвердил на эту роль?

Михайлов: Не сразу, с третьего раза.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А почему с третьего раза?

Михайлов: Потому что я однажды пришел в галстуке - как сейчас. Он так сразу... «Ну ладно, - говорит, - Спасибо, что пришли. Нормально все, ну, завтра давай. Нет, послезавтра поговорим...» И вижу ему лишь бы отделаться. Потом он говорит: «Ну давай еще походим... Деревенская какая-то тема. Ты, вижу, из города..., - вообще не знал моей биографией, - Пойдем в злачные места походим». Там «синие глазки», барыги... Мы пошли, в одну пивнушку зашли. В другую, третью...

(смеются)

Михайлов: Потом я говорю: «Володь, не надо никуда ходить... Я вырос среди них». Все на этом и закончилось.

УТРЕННЕЕ ШОУ: В 80-е годы вы стали суперпопулярным актером, картины с вашим участием побеждали на международных конкурсах, тогда появился еще фильм «Змеелов», на который попасть было невозможно. Фильм отмечен в Берлине, на кинофестивале в Ванкувере. Помните свои первые впечатления от поездки за границу?

Михайлов: Я никогда ни с одним фильмом не ездил за границу. И ни одной премии у меня нет. Мне недавно дали только одну премию. Это была вторая премия за фильм «Любовь и голуби». Премия Андрея Миронова. Называется «Фигаро», это в Петербурге вручили эту премию.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Мы вас поздравляем. А как это так получается, что без исполнителя главной роли фильм отправляется на фестиваль и побеждает, и ничего?

Михайлов: Как произошло и с «Москва слезам не верит». Даже за «Оскаром» Володя не имел право поехать. И приезжал, получил уже будучи здесь в Москве — привезли этот «Оскар». Это нормальное явление. В то время это практиковалось.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А когда вы в первый раз за границу попали?

Михайлов: Я был в Саратовском драмтеатре. Мне присоединили премию, поездку в Венгрию – за границу. Я сыграл пьесу Вампилова. Была путевка, я впервые попал за границу.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А что вы привезли из этой поездки?

Михайлов: Ничего. Желтую майку, цветные очки, жвачку и сигареты.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Нам известно, что вам удалось побывать на Северном полюсе. А на Южный не мечтаете слетать?

Михайлов: Я мечтаю о Южном полюсе. До сих пор мечтаю. На Северном был дважды. А мечтаю попасть на Южный, потому что мне очень хочется пожать пингвинам лапы. Больше ничего!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ооооо!

Михайлов: Я так люблю пингвинов!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Правда? Они наверняка вас ждут!

УТРЕННЕЕ ШОУ: А что вы делали на Северном полюсе?

Михайлов: Друзья мне дважды подарили Северный полюс. Это ни с чем не сравнимо. Вы даже не можете представить, что это такое. Прилетаешь на Северный полюс. Стоишь. Огромная бесконечность! На самом Северном полюсе не эти глыбы-айсберги, а такая корка проходит. Ты стоишь и понимаешь, что здесь два с половиной метра толщина льдина, а под ней четыре с половиной километра глубина Ледовитого океана.

УТРЕННЕЕ ШОУ: К нам присоединился Александр из Москвы!

Александр: Доброе утро!

Михайлов: Сань, давай, говори.

Александр: Я хотел узнать, какой у вас самый любимый момент в фильме «Любовь и голуби».

Михайлов: Завершение картины, конечно. И, общение, конечно, с моими актерами. Я счастлив, что снимался с Людмилой Марковной Гурченко. Потрясающая работа с ней была. Еще был потрясающий мюзикл и фильм один.

УТРЕННЕЕ ШОУ: По поводу фильма «Любовь и голуби». Вы там с голубями так общаетесь?

Михайлов: Я же голубятник в детстве имел.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы знаете, как это делать?

Михайлов: Да, у меня были свои голуби. Мы друг у друга голубей переманивали. Все это было. В Сибири бегали по крышам, в трусах и штанах. Умели свистеть с двумя пальцами.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Умеете?

Михайлов: Ну, сейчас уже нет (пытается).

(смеются)

УТРЕННЕЕ ШОУ: А после такого сногсшибательного успеха поклонники голубей не дарили?

Михайлов: Нет, не дарили. Но приходилось часто помогать залетать. Даже памятник у меня на родине поставили - я там с голубем стою. Смешно все это.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Почему смешно? Это очень душевно! О фильме «Любовь и голуби» можно говорить бесконечно. Потому что, как я уже сказал, эта картина стала культовой для всей нашей страны. И практически для всех поколений. Каждый там находит что-то интересное и классное. Партнеры у вас там просто сногшибательные. Мы поговорили о Людмиле Гурченко. Но там же еще и Сергей Юрский отчебучивает такое, что трудно представить. Дядя Митя - это фантастика.

Михайлов: Это вообще загадка Володи Меньшова, его подбора актеров. Вот как могла Наташа Тенякова - она была жена...

УТРЕННЕЕ ШОУ: Она же реальная супруга Сергея Юрского.

Михайлов: Молодая женщина играла бабку, старуху. И в этом секрет этой картины. Вот так убедить... Целый оркестр уходит домой... Там еще вырезано большое количество сцен. Мы попали в антиалкогольную кампанию. Я ни одного глотка не делал. Только прикасаешься - сразу вырезали. А там на этом строилось. Какой русский без этого?!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Дядя Митя, когда рассказывает сон, когда он похоронил бабу Шуру, он же к самогоночке прикладывается.

Михайлов: Один раз приложился, выпивает, а второй - она уже выбивает у него изо рта просто. Там несколько сцен было фантастических. Володю Меньшова, по-моему, лишили монтажного периода, мол, что за издевательство над русским народом? Почему герой в трусах и сапогах? Это некрасиво, неряшно!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это же жизнь!

Михайлов: В этом все дело. И тогда очень раздолбали эту картину в пух и в прах. Ни одной критической статьи нормальной не было. И ни одного приза до сегодняшнего дня не было за эту картину. А нам казалось, время - парадоксальная вещь совершенно. Если бы сейчас эти сцены остались – это была бы минимум трехсерийная телевизионная картина.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Жаль! А нигде в архиве не осталось?

Михайлов: Нигде!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Давайте о фильме «Мужики» в какой-то степени поговорим. По версии читателей «Советский экран», вы стали лучшим актером года как раз после выхода этого фильма. Вас после этого начали на улицах-то узнавать?

Михайлов: Еще как!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Одолевали поклонники, поклонницы?

Михайлов: Было! А главное, хотели споить. Куда не выходил, обязательно будет бутылка водяры, красное вино. Пиво - вообще не говорю. Действительно, серьезные вещи. И я должен с каждым выпивать. Это длинная история. Но я держался.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы отказывались?

Михайлов: Отказывался. У меня морская школа была - знай, с кем пить, когда и сколько. Поэтому я уходил совершенно спокойно.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Как вы говорили в фильме «Одиноким предоставляется общежитие»: «Морская душа не простужается».

УТРЕННЕЕ ШОУ: Кстати, про этот фильм. Это мой любимый фильм. В нем вас утвердили вообще без проб на роль коменданта. Как так вышло?

Михайлов: Сразу. Мы очень понравились друг другу с Самсоном Самсоновым. Это совершенно удивительный человек. Я могу о нем говорить часами. Этот человек обладает чувством юмора. Талантливый режиссер. И вдруг он современную комедию делает. Два мужика и вот этот женский цветник. Все остальные женщины. Он очень ревниво относился, чтобы я не общался ни с кем, кроме Наташи Гундаревой. Тут он позволял. Он говорил: «Уходите от него!» Это длинная история. Самое потрясающее - это другое. Процесс был очень похожий на процесс как «Любовь и голуби». Тоже очень много хулиганства, каких-то находок. Потрясающе, конечно.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Женский коллектив, комфортно работать в такой команде?

Михайлов: Просто очень.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А помимо съемочной площадки?

Михайлов: Разбегались по домам!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы работали с великими актерами и актрисами. Даже на одной площадке съемочной работали с Андреем Мироновым. А за кадром вы как-то с ним общались?

Михайлов: Он действительно уникальный совершенно парень. Уникальный был Андрей. И не случайно почему-то он предложил Фурманову обратить внимание. «Я, - говорит, - подружился», - это его слова, - «с актером Михайловым. Так что, обратите внимание, за ним будущее». Он тогда еще предвидел и тогда говорил об этом. Я еще не снимался в «Любовь и голуби», карьера была только у начала практически. Молодыми были, он играл американского журналиста, я - русского журналиста. Это 45-й год, конец войны. Мы подружились — русский и американец. Это настолько современная картина. Это было произведение Чаковского «Победа», снимал Евгений Матвеев. Там потрясающий монолог Андрея Миронова. Потрясающий!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Где, в каких спектаклях сейчас, в ближайшее время вас можно увидеть?

Михайлов: Я ушел из всех театров. И сейчас у меня остался один антрепризный спектакль «Невеста напрокат». Это американская пьеса. Она пользуется огромным успехов. В Америке были, в Канаде, все европейские страны, Скандинавия. И скоро будет в очередной раз, после двухгодичных перерывов мы опять возвращаемся. Мне тепло в этом спектакле. Хотя пьеса американская, но это общечеловеческие проблемы отцов и детей. И, конечно, моя сольная программа «Экология души», где действительно романс, где народные, корневые наши песни. То, что мне мама подарила в свое время, она мне очень многое дала с молоком. Напитала мою душу этими песнями. Поэтому я их люблю и исполняю. И не изменяю себе ни на йоту.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Продолжайте! Это вызывает восхищение и большое и уважение!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Очень целостная личность!

02.04.2021